ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОЙ АДАПТАЦИИ
1. Если ребенок скучает по дому
- Найти способ утешения таких ребят, наладить с ними теплый эмоциональный контакт – поговорить по душам, найти что-то общее в интересах.
- Полезно устроить в отряде разговор о доме, близких, когда дети могли бы поделиться друг с другом своими воспоминаниями и чувствами, в том числе и грустью. То, что другие испытывают похожие переживания, поддерживает и ободряет. Часто пугает и не сама разлука с семьей, а неопределенность будущей перемены.
- Постарайтесь установить в отряде систему отношений по типу семейных. Забота каждого о каждом, старшего о младших.
2. Когда ребенок застенчив
Застенчивость – черта человеческого характера. Станет она достоинством или недостатком – зависит от того, как к этому будут относиться окружающие.
- Руководителю детского коллектива важно ненавязчиво подчеркнуть положительные стороны – вежливость, умение слушать, сочувствовать, - которые не менее важны в общении, чем способность эффективно представить себя и интересно говорить.
- Стоит рассказать ребенку, что его застенчивость признают и принимают, что это нормальное и достойное уважения человеческое качество, которое не нужно прятать. Робкий и стеснительный человек может жить интересной, многообразной жизнью, стать хорошим другом тому, кто оценить его по достоинству.
- Если ребенку нужна поддержка, можно договориться, какой именно вид помощи взрослого человека ему будет удобно принять с той целью, чтобы подросток мог участвовать в общей групповой деятельности с удовольствием. Важно чувствовать ситуацию и не ограждать застенчивого ребенка от трудных для него поступков, не создавая имидж «особого ребенка».
3. Что делать с агрессивными детьми?
На силу агрессивных привычек влияет ряд факторов. Для выбора правильной воспитательной позиции надо их различать.
1. Дети, которые часто сталкивались с гневом, враждебностью в свой адрес, сами реагируют агрессивно даже на небольшое раздражение.
2. Часто достижение успеха путем агрессии приводит к сильным атакующим привычкам. Если подросток привык добиваться успеха в отношениях устранением какого-либо препятствия силовым способом или каким–то образом за это вознаграждался,выбранный способ взаимоотношений становится преобладающим.
3. Культурные и субкультурные нормы.
Распространенными методами коррекции детской агрессии считаются следующие:
1. Игнорирование агрессивной тенденции, не фиксирование на ней внимания окружающих.
2. Включение агрессивного действия в контексте полезной деятельности и придание ему нового социально приемлемого, эмоционально наполненного смысла. Этим обеспечивается возможность разрядки агрессивных тенденций без ущерба для отношений с окружающими (Трудное поручение,конкурс «крикунов»)
3. Установление запрета на агрессивные действия ребенка (Например, отрядное правило: «У нас нельзя обзывать друг друга».)
4. Активное подключение психолога для специальной поведенческой коррекции в случае крайней агрессивности ребенка разрушительного поведения.
4. «Неуправляемые дети» - техника адаптации
- Целесообразно направлять энергию в нужное русло.
- Подвижным, непоседливым детям нравятся спортивные игры, где ждать недолго и действия быстрые (футбол, спортивные эстафеты). Им может быть приятно выполнять поручения, где требуются ловкость и быстрота (отрядные «связные»).
- Часто упускаемый организаторами момент – энергичные ребята как бы «занимают много места». Это важно учитывать, выбирая помещение для группового занятия или работы. Нехватка пространства провоцирует неспокойных детей на конфликты с рядом располагающимися.
- Есть риск быть не услышанным. Поэтому важные наставления полезно сопровождать легким, негрубым прикосновением. Если говорить, глядя ребенку в глаза и придерживая за плечо или за руку, он поймет, что сообщение следует выслушать.
- Что касается соблюдения режима, то подвижному и невнимательному ребенку необходимо ясно и точно донести сведения о распорядке дня, убедиться, что он их запомнил. За несколько минут до смены деятельности об этом нужно предупредить, чтобы у ребенка был запас времени для переключения.
- Если же такие ребята все же не выполняют каких – либо значимых требований, важно настойчиво и последовательно напоминать об обязанности их выполнения. Рано или поздно терпение будет вознаграждено.
- Чтобы не возникало проблем с эмоциональными перепадами у впечатлительных детей, взрослые должны беречь их от перегрузок и учитывать обостренную чувствительность возбудимых ребят к внешним раздражителям: шуму, свету, запахам, эмоционально насыщенными событиями.
- Рекомендуется вовремя замечать, когда ребенок утомлен, и ограждать его от лишних впечатлений, уменьшить возбуждение, предоставляя возможность отдохнуть или отвлечься.